Отрывок из Augustin Calmet, Dissertation sur les apparitions des esprits et sur les vampires et revenants, Einsiedten, Kalin, 1749. «Мой дорогой кузен,
Вы желали быть в точности информированным в том, что происходит в
Венгрии в отношении привидений, которые зачастую являются причиной
смерти людей в этих краях. Я могу рассказать о них со знанием дела, так
как я нахожусь здесь уже несколько лет и я от природы любознателен.
За свою жизнь я внял бесконечному множеству историй — или рассказов,
претендующих на то, чтобы ими зваться, — о духах и колдовстве, их тьма, и
с трудом я поверю хоть одной из них. Не обязательно быть чересчур
осмотрительным в этом вопросе, чтобы избежать риска попасться на удочку.
Однако существуют некоторые факты, настолько признанные, что нельзя не
счесть возможным в них поверить.
Что касается венгерских привидений, то вот как все происходит.
Какой-нибудь человек ощущает вдруг недомогание, теряет аппетит, худеет
на глазах и к исходу восьми или десяти дней, а иногда — и двух недель, —
умирает без жара, лихорадки или любого другого симптома, кроме
исхудания и изнурения.
В этих краях говорят, что причиной тому —
привидение, которое преследует его и пьет его кровь. Большинство из
тех, кто заразился этой болезнью, полагают, что видят белый призрак,
преследующий их повсюду, словно тень.
С тех пор, как мы были расквартированы возле Валакес, в провинции Тимишоара
(Запад Румынии, граница с Сербией, менее чем в 100 км от Белграда. — В.Д.), два
кавалериста из роты, в которой я служу корнетом, умерли от этой
болезни, а многие другие, зараженные ею после них, умерли бы тоже, если
бы капрал из нашей роты не остановил болезнь, применив средство, которое
для этого используют местные жители. Оно имеет особые плюсы, и хотя это
средство верное, я нигде и никогда о нем не читал. Вот оно.
Выбирают мальчика такого возраста, в котором он еще не успел пустить в
ход свое тело, то есть — девственника. Его сажают без седла на
некастрированного коня, который никогда не был в случке и который был бы
абсолютно черной масти, его ведут по кладбищу и заставляют пройти по
всем могилам. Там, где конь, несмотря на мощные удары хлыста, откажется
пройти, могила считается занятой вампиром.
Эту могилу отрывают и
находят там труп — настолько полный и внешне приятный, что он кажется
мирно и спокойно спящим человеком. Ударом заступа ему перерубают шею, из
которой вытекает в значительном количестве самая чистая, алая кровь.
Можно было бы поручиться, что этот человек — из самых здоровых и самых
живых. Дело сделано, могилу засыпают, и можно считать, что болезнь
побеждена, поскольку всем, зараженным ранее, возвращаются мало-помалу их
силы, как возвращаются они людям, избавившимся от продолжительной
болезни и долгого истощения. Так и случилось с нашими заболевшими
кавалеристами.
Я тогда командовал ротой вместо моего капитана и
лейтенанта, которые отсутствовали; я был очень обижен тем, что капрал
испугался огласки и приказал провести этот опыт без меня. Я вынес бы сам
любое наказание, но не стал бы наказывать капрала и потчевать его
палочным угощением — товаром, который выдается по сходной цене во всех
императорских войсках. Я отдал бы все на свете, чтобы присутствовать на
этой операции, но вышло так, что она прошла без меня».
Все эти
столь странные и неожиданные события, получившие документальное
подтверждение многочисленными комиссиями, не могли остаться без оценки
главы Церкви — папы Римского.
И действительно, папа высказывал
свое мнение по этому поводу неоднократно. В его речах и статьях видится
главным образом абсолютная растерянность и полная неспособность смотреть
фактам в лицо.
Удивительно то, что папа неоднократно лично
собирал из самых уважаемых им экспертов специальные комиссии для
расследования фактов вампиризма, и все их доклады, непременно
подтверждающие существование вампиров, им отвергались. Кончилось тем,
что вызывающих доверие лиц, не еще не принявших участие в таких
комиссиях, у папы больше не осталось, а сам он понял, что не имеет
никакого смысла и дальше проверять реальность феномена, поскольку ему
все уже было ясно.
Европа ожидала оценки событий главою
Христианской Церкви. У папы не оставалось выбора: ради сохранения
стабильности и спокойствия в умах людей он должен был занять позицию,
которую, в силу своего положения, он не мог не занять.
Его
звали присутствовать в работе хотя бы одной комиссии, из тех, что он сам
организовал. Он не участвовал в них принципиально: из страха потерять
последнюю соломинку самообмана.
^ Отрывок из De Servorum Dei Beatification et de Beatorum Canonization, Rome, 1749, Liber IV, pars I, Caput XXI, стр.323-4.
Этого отрывка нет в первом издании De Servorum Dei Beatificatione, Bologne, 1734.
^ XIV
стал одной из самых значительных и интересных личностей в истории
папской церкви. Он родился в Болоньи. Его знали как человека, одаренного
умом пытливым и тонким, как страстного любителя медицины, хирургии,
биологии и психиатрии. Опираясь на свои глубокие связи с медицинскими
кругами Болоньи, он пытался перевести на научную основу изучение чудес,
видений, мистических опытов: его фундаментальный труд «De Servorum Dei beatificatione et Beatorum canonizatione» стал результатом этого исследования. При
его правлении перед церковью встала необходимость занять определенную
позицию по отношению к многочисленным фактам проявления вампиризма в
Европе. Ламбертини, близкий Вольтеру по духу, отказывался от всяких
сомнений по этому вопросу, хотя значительная часть церковной иерархии -
обеспокоенная
перспективой оттолкнуть от себя симпатии народа в эпоху, когда
отношения между правителями и управляемыми в регионах, подчиненных
австрийскому двору (и в оругих славянских владениях) стали натянутыми -
казалась озадаченной. Можно обнаружить определенные симптомы этой
озадаченности в исследованиях -
всегда очень осторожных -
Пальме
и в отказе правительства австрийской императрицы Марии-Терезы от
вынесения суровых приговоров в тех случаях, когда речь шла о наказаниях
за чрезмерные усилия в борьбе с вампиризмом. «В «Журнале за
развитие медицины и естественных наук» (Nuremberg, 1732, №11, стр.82)
сообщается, что в Барачино (Сербия), городе на турецкой границе,
расположенном в каких-то 27 милях от Белграда, уже погребенные мертвецы
выходят из своих могил, не разрушая их, и убивают многих людей.
Эти преступления совершаются ночью, во время сна жертв, которые
лишаются своей крови и затем умирают на исходе третьего дня. Этих
воскресших мертвецов, названных в этих местах вампирами, находят в своих
могилах; можно было бы поверить, что они живы, — настолько хорошо
сохранилась в них свежая кровь, которая течет у них из ноздрей, рта и
ушей.
Не видя других путей борьбы с ними, магистраты
приказывают отрезать им головы и подвергать затем их трупы сожжению, а
пепел скидывать в реку Морава.
Сообщаются также (в цитируемом
издании, №12, стр.91) подобные факты, произошедшие в деревне Мадвега. У
Габлонца (Силезия) эти, так называемые, вампиры, очень часто
возвращаются с того света, обнаруживаются вблизи своих семей, с которыми
они пьют и едят, и имеют даже связи со своими вдовами.
Бывает,
что если случайно путники проезжают через деревню в то время, когда
вампиры выходят из могил, — последние преследуют их и нападают сзади.
В деревне Поссега (см. цитируемое издание, №10) обнаружилось, что
некоторые жители умерли от того, что у них была выпита кровь. Могилы
вампиров вскрыли через 20 дней после их смерти и нашли их тела, лица,
ногти рук и ног абсолютно неповрежденными.
То, что сообщается в
этих местах о вампирах, преподносится как достоверная информация,
получившая официальное подтверждение магистратов.
^ XVI века, символически изображающая смерть. В руках у смерти –
гроб с погребальными носилками и песочные часы, символ быстротечности отпущенного человеку срока жизниТем
не менее, то, что касается неповрежденности обнаруженных трупов, крови,
которая из них течет, роста их ногтей и волос, отсечения головы у
вампиров и кремации их тел с последующим сбрасыванием пепла в реку, —
все это зависит от доверия тем лицам, которые дают свидетельские
показания. Чрезвычайно трудно поверить в этого рода воскрешения
мертвецов и в действия, которые им приписывают; на сегодняшний день все
это далеко от того, чтобы считаться доканными. К тому же, эти истории
оценивались и оцениваются сейчас людьми с критическим мышлением как
иллюзии заблуждающегося сознания.
По этой причине автор одной
из статей (см. цитируемое издание №18, стр.139) заявляет: «Эти рассказы
основаны только на доверии свидетелям, и не остается ничего другого, как
во всем довериться их показаниям, особенно в том, что касаетсятрупов,
выходящих ночью из своих могил и нападающих на людей, чтобы пожирать их
кровь. У меня рождаются сомнения, поскольку все, что сообщается, исходит
из рассказов тех, кто подвергся нападению этих воскресших мертвецов, и
их утверждения невозможно никак проверить. Видели ли они действительно
трупы — я хочу сказать, тела усопших, - или речь, скорее, идет о
призраках или фантомах? Некоторые из этих людей наблюдали вампира
реально, с подробностями, поскольку они могли назвать его имя и описать
его (и описание затем соответствовало тому, что находили во вскрытой
могиле). По меньшей мере, мне остается сильно сомневаться в том, что
очевидцы наблюдали индивидуум (личность), т.е. того, в ком душа и тело
слито в единое целое». Авторы номеров 24, стр. 191 и 28, стр. 219
согласны с этой точкой зрения: они целиком кладут ответственность за это
воскрешение вампиров и действия, которые с ним связаны, на воображение,
страх и ужас».